09 ноября 2007

Как писать для Интернета? Рекомендации Якоба Нильсена

Исследования Якоба Нильсена показали, что пользователи редко читают тексты веб-страниц слово за словом. Вместо этого они «сканируют» текст, выбирая отдельные слова или предложения. 79% пользователей сканирует текст, а слово за словом лишь читают 16%.

Писать для Интернета – достаточно специфическое умение. Это не журналистика с точки зрения стилистики, поскольку Интернет – это образчик изложения краткой формы. Это больше похоже на копирайтинг или написание кратких новостей.

Ассоциация Потребителей Великобритании, например, выпускает адаптированные руководства и своды правил для своих Интернет-журналистов с целью улучшить стилистику контента своих веб-сайтов.

Текст для Интернета должен одновременно быть простым и вызывать доверие. Дать универсальный рецепт написания такого текста довольно сложно, однако, если вы привлечете хорошего редактора и проведете пользовательское тестирование, то текст можно сделать практически идеальным.

Якоб Нильсен вывел четыре простых приема, применив которые вы можете сделать сайт более юзабельным с точки зрения текстов:

Объективность и нейтральность
Юзабилити информации сайте может быть увеличено на 27%, если в тексте будет использоваться нейтральная стилистика изложения – перечисление фактов, без хвастовства и преувеличений.

Текст можно сканировать
На 47%, увеличится читаемость текста, если в нем будут использованы нумерованные/маркированные списки вместо сплошного текста.

Кратко, но емко
Если количество слов в тексте сократить вдвое, то читаемость и юзабилити увеличится на 58%

Комбинация всех трех техник
Использование всех трех техник, дает четвертую «мастерскую» технику написания текстов, и приводит к тому, что читабельность текста и его юзабилити увеличивается на 124%!

В идеале контент должен быть разбит на три уровня:
- краткий охватываемый взглядом заголовок
- краткий вводный абзац
- полная версия документа.

Нильсен рекомендует этот подход, поскольку он помогает пользователю быстро и эффективно ориентироваться на сайте. Стоит отметить, что первые два уровня (заголовок и краткий вводный абзац) не должны заменять полную версию документа, вне зависимости от того, насколько они объемные.Для того чтобы сделать текст сканируемым, можно использовать:

  • Выделение ключевых слов, например, посредством гиперссылок и вариантами выделения (полужирный шрифт) и цветом.

  • Смысловые подзаголовки.

  • Маркированные/нумерованные списки.

  • В одном абзаце должна содержаться одна мысль. Пользователи могут пропустить детали и подробности, если они не заинтересовались первыми словами абзаца.

  • Сокращение количества слов более чем вдвое по сравнению с обычным текстом.

Принцип перевернутой пирамиды. Это означает, что нужно начинать с вывода, сразу отвечая на вопросы «Кто», «Что», «Где», «Когда» и «Почему», давая детали в конце. Таким образом, редактура текста производится с конца, и вы не потеряете основных смысловых моментов.
________
Консультации по Бегуну: begunguru (гав) gmail.com
Как стать моим партнером?
Регистрация партнеров